Система сбалансированных показателей

В 1992 году Роберт Каплан (Robert S.Kaplan) – профессор по развитию лидерства Гарвардской бизнес школы и Дэвид Нортон (David Norton) – учредитель и президент консалтинговой компании Nolan, Norton & Company представили в американском журнале, посвященном вопросам управления Harvard Business Review метод Системы сбалансированных показателей (анг. Balanced Scorecard).

Каплан и Нортон утверждают, что показатели финансовой отчетности, которые руководство компаний использует, как основные индикаторы для принятия решения об эффективности деятельности предприятия являются недостаточными. Авторы предлагают обращать внимание не только на материальные активы, но и нематериальные, такие как профессионализм работников компании или лояльность потребителей.

balanced-scorecard-300x200

Система сбалансированных показателей – это стратегический подход и система определения эффективности, которая позволяет внедрять визию и стратегию компании, используя 4 главные перспективы.

  1. Финансовые показатели. Каплан и Нортон не отрицают необходимость учета финансовых показателей для оценки эффективности компании, однако считают, что финансовая перспектива – всего лишь одна из четырех важных показателей. К этим показателям относятся, например, прибыль на вложенный капитал, темп роста продаж или доход на одного работника.
  2. Отношения с клиентами (потребителями). Категория оценивает удовлетворенность потребителей, удержание клиентов и перспективы приобретения новых. К показателю «отношения с клиентами» могут относиться, например, прибыльность, обеспечиваемая потребителями, доля рынка или же процент возврата бракованного товара.
  3. Бизнес-процессы.  Эти показатели дают возможность оценить, насколько эффективно ведется бизнес в компании, и соответствуют ли продукты компании требованиям потребителей. К ним можно отнести такие индикаторы: время достижения безубыточности новых продуктов, производительность оборудования или же продолжительность цикла производства.
  4. Обучение и Развитие персонала. Эта перспектива описывает то, как в компании относятся к обучению и самообучению персонала. Авторы считают, что компании с высоким уровнем этой перспективы имеют большие преимущества сегодня и в будущем перед компаниями с низким уровнем этой перспективы. К показателям могут относиться, например, такие: продолжительность цикла подготовки (переподготовки), доступность информации или же текучесть кадров.

Далее авторы Системы предлагают нам увязать все четыре перспективы, используя три принципа:

  1. Причинно-следственная связь. Показатели должны быть увязаны друг с другом. Например: Если снизить текучесть кадров, то это позволит увеличить количество профессионально подготовленных специалистов, и, следовательно, приведет к уменьшению бракованного товара. Здесь прослеживается связь между перспективами «Обучение и Развитие персонала» и «Отношения с клиентами».
  2. В каждой перспективе должны быть показатели, отстающие от текущего момента и опережающие показатели, которые показывают через причинно-следственные связи возможность улучшения отстающих показателей. Например, отстающий показатель удовлетворенности клиента может быть улучшен путем уменьшения показателя цены.
  3. Все показатели должны быть связаны с получением денег. Таким образом, показатель улучшения какого-то бизнес процесса, который не приносит денег, не должен учитываться в Системе.

На наш взгляд, в Системе есть несколько практических сложностей, таких как нахождение причинно-следственной связи. Практически невозможно оценить и связать с деньгами такой, например, показатель, как доступность информации для персонала. Достаточно очевидно, что организация, в которой доступ к информации организован на хорошем уровне будет работать эффективнее, чем организация, в которой одно подразделение слабо представляет себе ситуацию в другом подразделении. Но как это увязать в одну систему с финансовыми показателями?

Кроме того, критиками Системы высказываются сомнения о достаточности четырех перспектив. Они предлагают дополнить Систему перспективой отношения с поставщиками, государством, местной общиной. Сразу же вспоминается PEST(LE) анализ, в котором упоминаются внешние факторы, влияющие на успех компании.

Несмотря на критику Системы сбалансированных показателей, ее авторы обратили внимание на два важных момента: менеджер должен принимать во внимание не только финансовые показатели и всегда отыскивать причинно-следственные связи.

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s